Рождённый ползать — летать не может!

Жанр эссе

Ученика 10 класса

ГБОУ СОШ № 534

Ковалева Семена Александровича

 

 В произведении «Песня о соколе» Максим Горький размышляет над многими проблемами такими как: конфликты мировоззрений, видами мышления, потребностями и интересами, социальными отношениями, отклоняющимся поведением, компонентами социальной структуры и личностно-ролевыми конфликтами. В процессе размышления Максим Горький приходит к выводу, что «рожденный ползать — летать не может». Соглашусь с мнением М. Горького и постараюсь тоже поразмышлять на этот счет и взгляну на проблему с более практичной, как мне кажется, точки зрения. В соответствии с высказыванием автора, люди того неспокойного времени делятся на два типа – «ползающих» и «летающих». На мой взгляд, это деление справедливо и в современном мире, так как многие не пользуются своей возможностью «летать». Во многом это происходит из-за различия в мировоззрениях людей, образа мира, полученного в результате его чувственного восприятия. Мировоззрение формируется при взаимодействии человека и мира, окружающего его. Но как же происходит, что люди, формирующиеся в равных условиях, и под влиянием одних факторов в итоге принципиально отличаются друг от друга? Неужели дело именно в том, кто кем рожден, и какой потенциал заложен в каждом из нас? Структура мировоззрения, настолько важная в этом вопросе, состоит из доступных в современном мире обществу разного рода знаний, принципов, идеалов, идей, убеждений, духовных ценностей. И помимо всего этого современное общество гарантирует свободу формирования мировоззрения из всех этих компонентов, значит вопрос только в желании.

Критериями деления индивидов на тех, кто «летает» и «ползает», является процесс мышления. Чувственный опыт, преобразующийся в мышлении посредством его обобщения, формирует отражение мира в понятиях, суждениях и теориях в масштабе одной личности. И в зависимости от результата человек выбирает борьбу, полет, страсть или уныние, материализм, мелочность. В современном российском обществе «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (29 статья Конституции РФ). И снова мы убеждаемся в справедливости высказывания Максима Горького, так как видим, что общество само заботится о «полете» каждого, но и дает право человеку отказаться, если он не создан для этого. Это высказывание не носит оскорбительного характера, а только констатирует факт, ведь потребности каждого человека в чем-то уникальны. Потребность в пище, одежде, жилище, общении с другими людьми, деятельности, общественном признании у всех людей чем-то похожи. Основное различие выражается в потребности знаний, творчестве, создании прекрасного или причастности к нему, что кажется мне, и есть «полет». Как объяснить отсутствие такой потребности у отдельных представителей общества? Закон об образовании РФ гарантирует равноправие всех граждан в получении любого уровня образования, и возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий. Исходя из этого закона, можно исключить уровень образования как основополагающий для «полета» и задуматься о природе тяги к знанию. Мне кажется, что в современном мире существует тенденция к признанию «полета» поведением, несоответствующим имеющемуся набору норм, принятых значительной частью людей в обществе, но я считаю, что это пример отклоняющегося поведения позитивного вида, которое можно также характеризовать как девиантное поведение, имеющее психологическое объяснение. Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, а отчасти формируются воспитанием и средой. Причина возникновения девиантного поведения вследствие влияния окружающего мира наводит на мысль, что в современном мире люди, имеющие все задатки, чтобы «летать», не взлетают именно из-за влияния на них этого мира, мнения большинства. На этой почве внутри человека возникают личностно-ролевые конфликты, когда требования социальной роли, противоречат интересам и жизненным устремлениям, то есть, когда требования не позволяют открыть в себе возможность «летать».

 В заключение хочу вернуться к сюжету произведения «Песня о Соколе». В конце песни уж все-таки пробует летать, но не ставит перед собой цель взлететь, а лишь доказать, что летать незачем. Личность, которая ставит задачу не «полететь», а доказать, что полет невозможен, действительно рождена «ползать».

 

Рубрики

В.А. Автор:

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий